Новости

Винтокрылые спасатели: как развивается московская экстренная авиация

03/02/2022

 

Экипажи пожарных и санитарных вертолетов готовы днем и ночью тушить пожары, спасать пострадавших и эвакуировать больных. Им под силу реанимировать человека в воздухе, десантироваться без парашюта и сбросить на огонь сотни тонн воды.

В сложных условиях мегаполиса, высотной застройки и плотного трафика на помощь пожарным и спасателям приходит экстренная авиация.

— Московский авиационный центр — уникальная организация экстренного реагирования, которая значительно расширяет возможности оперативных служб по тушению пожаров, спасению людей, при ликвидации последствий происшествий, экстренной госпитализации больных. Сейчас в городском авиапарке 11 воздушных судов. Ежегодно пилоты Московского авиацентра совершают более 350 вылетов, — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков

Быстрые и маневренные вертолеты в считаные минуты могут оказаться на месте происшествия, чтобы помочь при ликвидации пожара или спасении людей. Сегодня в рядах Московского авиационного центра (МАЦ) — десятки высококвалифицированных летчиков, инженеров и спасателей.

Какие воздушные суда есть в распоряжении спасателей и с какими опасностями справляются экипажи вертолетов в городских условиях — в материале mos.ru.

Всегда на страже

Свой путь столичная пожарно-спасательная авиация начала 12 марта 1994 года, когда на учениях в Москве впервые показал свои возможности пожарный вертолет Ка-32А. В 2003 году был создан Московский авиационный центр и в его управление были переданы три пожарных вертолета — два Ка-32А и один Ми-26Т.

Сегодня же авиапарк МАЦ насчитывает 11 вертолетов. Пять машин — один тяжелый Ми-26Т и четыре средних Ка-32А — тушат пожары. Еще пять вертолетов ВК117 С-2 используют для перевозки пострадавших в больницы. А вертолет-разведчик Bell-429 предназначен для мониторинга и оценки ситуации.

С 2016 года экстренная авиация Москвы несет круглосуточное дежурство. Команда спасателей готова вылететь на место происшествия в любую минуту: в их распоряжении всегда пять вертолетов.

Один из них — пожарный Ка-32А11ВС ярко-красного цвета. На дежурство он заступил в апреле 2020 года. Первое «испытание огнем» вертолет прошел в этом же месяце в поселении Рязановском. Там загорелись деревянные конструкции и одноэтажное здание. Тогда за штурвалом вертолета находился командир первой эскадрильи авиацентра столицы Евгений Артюхин.

— Огонь распространялся очень быстро, возникла угроза возгорания соседних зданий. Поэтому было принято решение использовать авиацию. На боевом вылете машина показала себя прекрасно: очень хороший вертолет с мощными двигателями. С легкостью носит на внешней подвеске пять тонн груза. В тот день мы выполнили 36 сливов и сбросили на очаг возгорания 180 тонн воды, — командир первой эскадрильи авиацентра столицы Евгений Артюхин

Красный спасатель и «пушка»

Самый новый пожарный вертолет Ка-32А11ВС оказался в распоряжении спасателей в 2020 году, а к дежурству приступил в январе 2021-го.

— Это один из лучших противопожарных вертолетов в мире. Он гораздо умнее своего предшественника Ка-32А, оснащен современной системой локации, авионики, приспособлен для полетов даже в самых сложных условиях. Максимальная дальность полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели, — заместитель директора МАЦ по организации летной работы Олег Катальшев

Кроме того, эта модификация отличается обновленной рулевой системой и увеличенным сроком эксплуатации — 32 тысячи летных часов. В зависимости от задачи Ка-32А11ВС могут оборудовать водосливным устройством, которое заполняется всего за 10 секунд и сбрасывает на пожар до пяти тонн воды, или механизмом беспарашютного десантирования, то есть лебедкой с тросом, которая спускает спасателей с вертолета.

Весной этого года один из двух новых вертолетов оснастят специальной «пушкой», как ее называют пилоты. Это система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, которая применяется с наступлением устойчивых плюсовых температур. Она точечно бьет по цели мощной струей воды или пены и может быстро ликвидировать возгорание на любой высоте. Такая «пушка» незаменима при ликвидации возгораний в высотных зданиях и пожаров с открытым очагом горения.

Работает «пушка» так: вертолет через шланг набирает воду из ближайшего водоема, затем перемещается к месту пожара, зависает на нужной точке, и второй пилот подает воду в чистом виде или с пенообразователем в ствол. Например, если применяется система бокового пожаротушения, то бортовой механик с помощью ручной заслонки подает огнегасящий состав в очаг возгорания, также он управляет водяной струей.

В 2012 году «пушка» (тогда она была установлена на предшественнике, вертолете Ка-32А) показала себя при ликвидации сложнейшего пожара в башне «Федерация» делового центра «Москва-Сити». Это был первый случай в мировой практике, когда ночью при низких температурах и сильном ветре огонь тушили с помощью вертолетов.

Победители пожаров

С 2003 года пожарные вертолеты Московского авиацентра потушили более 200 пожаров. Только две новых машины за время своей службы участвовали в ликвидации 15 возгораний в Москве и Московской области. Их маневренность, мощность и надежность позволяют успешно тушить не только городские, например, возгорание на складе пиротехники на Лужнецкой набережной, но и природные пожары, как это было в Луховицах, Красногорске и Люберцах.

Для пожаров, затрагивающих большие площади, МАЦ использует самый крупный в мире серийный вертолет Ми-26Т. За 15 секунд этот гигант может обрушить на огонь до 15 тонн воды. При этом она охватывает полосу размером примерно 13 на 330 метров, а двух пролетов Ми-26Т будет достаточно, чтобы потушить возгорание площадью больше чем профессиональное футбольное поле.

Ми-26Т участвовал в ликвидации многих пожаров, в том числе в здании Военно-воздушной академии имени Жуковского, на территории завода «Серп и Молот» и в лесах в 2010 году.

Выбор редактора