Новости

Нагатинская межрайонная прокуратура разъяснила правила перехода на электронные трудовые книжки

07/04/2020

трудовая

С 1 января 2020 года работодатели получили возможность отказаться от ведения трудовых книжек «на бумаге», полностью заменив их электронными сведениями. На официальном сайте Совета депутатов муниципального округа Царицыно опубликованы разъяснения юристов Нагатинской межрайонной прокуратуры по правилам перехода на электронные трудовые книжки.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок перехода на электронные трудовые книжки, является Федеральный закон от 16.12.19 № 439-ФЗ . Сразу оговоримся, что термин «электронная трудовая книжка» в этом законе не используется — речь идет лишь о возможности отказаться от ведения бумажной трудовой книжки, так как все сведения о работе теперь будут дублироваться в электронной форме и храниться на серверах Пенсионного фонда. В связи с этим законодатель разрешил использовать эти сведения вместо бумажной трудовой книжки как при трудоустройстве, так и при обращении за пенсией. Именно эти сведения мы будем называть в дальнейшем «электронная трудовая книжка» или сокращенно «ЭТК».

Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека. Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Остальным гражданам до 31.12.2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.

Граждане, выбравшие «ЭТК», получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Также, с 01.01.2020 года для работодателей вводится обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего месяца, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки.

Начиная с 01.01.2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.

В соответствии с п. 2 ст. 8 и п.2.4 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п утверждены формы и формат сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядок заполнения форм указанных сведений.

Компетентное мнение:

«Переход на цифровые носители имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, станет удобнее обрабатывать данные о трудовой деятельности работников, повысится достоверность и сохранность этих сведений. Во-вторых, сократятся издержки на приобретение и хранение трудовых книжек; не нужно будет нести ответственность за их сохранность и тратить время на бумажное оформление; работодателям будет проще взаимодействовать с дистанционными работниками. К тому же в практике встречаются случаи массовой утраты документов вследствие пожара или кражи сейфа. Процесс их восстановления всегда очень сложный и трудоемкий. Переход на цифровые носители решит все эти проблемы», — говорит руководитель аппарата Совета депутатов МО Царицыно Валентина Алпеева.

Метки: , , , ,

Выбор редактора