Со дня трагедии в Политехническом колледже Керчи прошел почти месяц. Реакция на трагедию стихает, а проблема безопасности – звучит громко всегда. Именно поэтому корреспондент «Царицынского вестника» отправился в образовательный комплекс №904 для того, чтобы узнать, как родителям современных школьников гарантируют спокойствие.
— Теперь выйди и зайди, как положено, — и снова школа. В этот раз – образовательный комплекс №904 в районе Царицыно. Обычно эту фразу произносят учителя – исключительно для нерадивых учеников. Почему-то очень необычно слышать ее в свой адрес, но, что поделать, снова «за учебу».
Выкладываю ключи, иду через рамку. Опять искрящееся «Пи-и-ип». Выхожу снова, выкладываю телефон, пропуск, ключи, наушники, мелочь, жвачку, чеки… Возвращаюсь, как положено. «Никаких льгот, что, даже для прессы?», — возмущаюсь. Встреча же была согласована заранее! Но после того как рамка меня все-таки пропускает, приступаю к следующему этапу квеста: пункт охраны. Записываю в тетради имя-фамилию-отчество, номер-серию паспорта, время прибытия, цель визита: «Важная, проверка безопасности» — с гордостью.
По пути к кабинету замечаю вывеску, гласящую, что мамы и папы, бабушки и дедушки на второй и третий этажи уже не пройдут. Не пройду и я – останавливаюсь на первом, чтобы побеседовать с директором образовательного комплекса Галиной Щербаковой.
— Галина Сергеевна, что такое «безопасность в школе», как Вы считаете?
— Безопасность – это общее дело, коллективная работа. Изначально за порядок в школе отвечает директор – но у директора есть команда, а в команде есть распределение обязанностей. И дети тоже включены в этот процесс.
Команда «Учителя»
Московские школы стали по-настоящему крупными комплексами. Например, в школе №904 тринадцать зданий – это отдельный «город в городе» с отдельными корпусами.
— Тем не менее, система эта – одна. И требования к безопасности в ней – едины. Это колоссальный комплекс мер, который должен быть всегда максимально точным, исправным и выверенным, — делится Галина Сергеевна.
— У школы есть определенный периметр, механическая защита: наши ограды, калитки, заборы. Они показывают, что это территория школы и являются мерой защиты, ведь калитки закрываются и открываются по определенному графику. Конечно, жители района могут гулять здесь с детьми и колясками, бегать, играть и заниматься спортом на стадионах – но вход открыт не всегда, сотрудники охраны контролируют периметр и соблюдение режима «открытия-закрытия» ворот.
Что касается пришкольных площадок, сотрудники ЧОП проводят обязательные регулярные осмотры территории, но у нас есть еще один важный и полезный инструмент – система видеонаблюдения. За нее отвечает сеть камер, которая позволяет отслеживать все, что происходит возле корпусов (и внутри них). Директора московских школ имеют постоянный доступ к системе видеонаблюдения – к ней можно подключиться с любого устройства, и стационарного, и мобильного. Рабочее утро обычно начинается с того, что я, еще не обойдя все ногами, проверяю, что происходит, с помощью «трансляции».
Интересно, что пропускная система для зданий школы и корпусов детского сада разная. Родители дошколят проходят не только через турникет в самом здании: еще возле ворот они звонят на пункт охраны – чтобы просто попасть на территорию учреждения.
Команда «Родители»
Я пришла в здание школы всего один раз – и это было непросто: необходимо пройти столько степеней защиты! А родители бывают здесь каждый день. И как только они справляются этим механизмом?
— Сотрудники не пускают никого внутрь, кроме детей и учителей – для меня это важно. Конечно, кому-то может показаться странным то, что родители должны заранее регистрировать свой визит, но для меня это, в первую очередь, индикатор безопасности. А по вечерам, когда мы ходим на дополнительные занятия, территория школы также закрыта – и посторонние точно не смогут попасть в школьный двор, — делится со мной мама пятиклассника Никиты Ольга Кудряшова.
— В школе всегда много людей, мы проводим массовые мероприятия, праздники, выпускные. Для этих событий тоже есть свой алгоритм – мы вызываем кинологов, у нас есть определенная система закрытия и опечатывания кабинетов, сдачи их под охрану, — отмечает Галина Щербакова.
— Массовые мероприятия всегда сопровождаются сотрудниками полиции (кстати, в красивой, парадной форме). С момента встречи первых гостей – и до последнего ребенка, вышедшего из школы. Вот, даже, на выпускном – сотрудники УВД встречают рассвет с нашими учащимися. Правда, на вручении аттестатов мы тоже стараемся ограничить количество гостей. Например, с прошлого года мы запустили онлайн-трансляцию выпускного,
А охранница Лариса Дунькова хвалит заботливых мам и пап, бабушек и дедушек: «В учебные дни родители тоже относятся к таким требованиям с пониманием: предварительно согласуют свой визит с классным руководителем и руководством школы, приходят только после уроков, чтобы обсудить какие-то вопросы с учителем»
Команда «Дети»
Тем временем на входе образуется небольшая очередь: дети в разноцветных куртках потрошат свои карманы и прикладывают карточки к специальному «валидатору». Девятиклассница Лиза Оганнисян, например, всегда берет с собой пропуск. По словам девочки, забывать карточку очень неудобно – нужно ждать, когда все пройдут, чтобы записаться в журнал.
Пока ребята расходятся по кабинетам, я интересуюсь у Галины Сергеевны, какую роль в «системе безопасности» играют дети.
— Дети – самая важная, самая ценная деталь этой конструкции. Вот сами посудите: ребенок приносит с собой в школу обычный маленький мячик, который дарит ему ощущение комфорта. Но он может отскочить и нанести вред кому-то. Дети должны понимать, как это – правильно вести себя в большом и разном коллективе.
— То есть, с детьми проводятся какие-то профилактические беседы?
— Если говорить в свете последних событий – это сложная ситуация. Это вопрос, скорее, психологии, профилактики. Это должна быть адресная история. Она не должна быть громкой – где гарантия, что у подростка не возникнет «обратной реакции»? Поэтому нужно говорить. Для этого в штате есть психологи и социальные педагоги, задача которых – обращать внимание на ребят, которые нуждаются в помощи. Нужен ювелирный, адресный подход. И не ситуативное обращение к проблеме среди педагогов – а планомерная работа. Общая.
Команда «Психологи»
Галина Щербакова также отмечала, что в обеспечении безопасности важен момент воспитания – и, конечно, зачастую необходима профилактическая психологическая помощь. Эту сложную работу выполняет команда «Психологи». О том, как стоит говорить с ребенком о проблеме терроризма, рассказала детский психолог центра социальной поддержки семьи и детства «Берегиня» (филиал «Нагатинский») Мария Полотай:
— Говорить с ребенком об угрозе терроризма (и о нем самом) нужно. В зависимости от возраста, нужно искать подходящую форму: для детей до 10 лет можно представить игру, старшим понравится участвовать в дебатах и групповых обсуждениях, ведь в этом возрасте ребята очень восприимчивы и готовы делиться своим мнением. Но при всем этом нужно быть максимально аккуратным, деликатным и внимательным.
Когда стоит об этом говорить? Когда ребенок заинтересуется сам. Даже если ему всего пять лет, но он спрашивает, что произошло – не молчите. Всегда нужно отвечать на вопрос. Это непросто – говорить с ним не так, как мы привыкли, а перекладывая в плоскость «добра и зла». Но если ему важно получить ответ – нужно «пустить» эту тему в его жизнь. Потому что дети живут нами – они чувствуют, что что-то не так, ощущают нашу тревогу. И если ответить им «Ничего не произошло», это может разрушить их ориентирование в мире, их понимание чувств.
Безопасность – общая
Так как же родителям современных школьников гарантируют спокойствие? Это большая и сложная система: в ней и периметр школы, защищенный забором с камерами, и система видеонаблюдения в корпусах, охранники на посту с учетным журналом, рамки-металлодетекторы, и, конечно, большая работа всех деталей огромного механизма под названием «Безопасность». Но есть еще несколько важных фактов, о которых нам рассказала заместитель директора по управлению ресурсами школы №904 Ирина Родина:
- В школе работает 27 камер – по периметру и в помещении. Видеонаблюдение не ведется в классах и туалетах;
- Школьные двери не закрываются на щеколды – на них установлены специальные «замки-барашки», что значительно облегчает выход из здания в чрезвычайной ситуации;
- У каждого сотрудника есть специальное удостоверение (и не одно), доказывающее, что специалист прошел обучение и является экспертом в той или иной сфере безопасности;
- Планы эвакуации расположены на каждом этаже – возле лестниц;
- На пункте охраны лежит специальная папка, в которой можно найти не только планы здания и должностные инструкции, но и описания самих охранников.
Я выхожу, как положено – отмечаюсь в журнале, прохожу через рамку, провожая глазами пункт охраны. Интересно, что зачастую мы не смотрим дальше него – на этом наше понимание школьной безопасности заканчивается. Но теперь мы, «зайдя и выйдя, как положено», знаем немного больше. Например, о том, что охранник – это часть огромной команды, которая заботится о детях.
Фото: Екатерина Юдушкина
Текст: Мария Бадамшина
Метки: безопасность, Берегиня, Галина Щербакова, Мария Полотай, школа 904