Вступительные испытания на бюджетные места по специальностям фортепиано и гусли прошли в Детской музыкальной школе №4 сегодня, 15 сентября. Редактор районной газеты «Царицынского вестника» заинтересовался особенностями обучения игре на таком необычном инструменте как гусли и решил задать несколько вопросов заведующему секции народных инструментов Артему Крикливому.
— Артем, как давно в вашей школе учат играть на гуслях? Почему решили ввести такие занятия?
— Класс гуслей звончатых открылся в школе сравнительно недавно – 8 лет назад, с приходом преподавателя Ирины Сафроновой.
— А сколько у вас преподавателей?
— У нас в школе один преподаватель по классу гуслей звончатых – Ирина Сафронова. Ирина и замечательный педагог – в ее классе есть победители, лауреаты международных и Всероссийских конкурсов, и очень тонкий музыкант. Она сольно выступает в концертах, является Лауреатом Всероссийского конкурса преподавателей-исполнителей, а также артистом Государственного оркестра «Гусляры России». Это очень важно, когда педагог может не только объяснить, но и показать, как пьеса должна исполняться. Ученики очень любят ходить на концерты к своим преподавателям, это их вдохновляет.
— Как объясняют родители желание отдать своих детей на такую необычную дисциплину?
— Мы ориентируемся, прежде всего, на желание ребенка. А здесь может быть очень много случайных факторов: бывает, ребенок увидит чье-то выступление по телевизору, на улице, на фестивале, и оно запомнится ему, он захочет так же выходить на сцену. Есть, например, городская программа концертов «Классическая музыка в детском саду», и наша школа принимает в ней активное участие. Преподаватели и ученики приходят в детский сад с концертными номерами и знакомят детей с музыкальными инструментами, классической и народной музыкой. Ребенка может привлечь много факторов: и внешний вид инструмента, и особый, сказочный, былинный тембр, и история создания, и личность исполнителя. Если ребенок решил учиться на определенном инструменте, очень сложно а, бывает, и невозможно склонить его к другому. Сейчас многие родители относятся без предубеждения к музыкальным инструментам, и это правильно. Хорошим, востребованным специалистом можно стать, играя на любом инструменте.
— Сколько учеников набирают в этом году на гусли?
— В этом году у нас есть 2 места для обучения на бюджетной основе. В июне мы взяли двух учениц, был конкурс на эти места, но, к сожалению, одна отказалась от обучения и место освободилось. Может быть, это чей-то шанс получить музыкальное образование.
— Как проходит конкурсный отбор в группу по дисциплине “гусли”?
— Занятия в музыкальной школе бывают групповые – это хор, сольфеджио и индивидуальные – по специальности (игра на инструменте). Процесс обучения всегда проходит индивидуально, один на один с педагогом. При приеме в школу комиссия из нескольких педагогов по разным инструментам оценивает общие музыкальные данные ребенка, такие как слух, ритм, память. Для этого мы просим пропеть любимую песню, повторить голосом исполняемую на фортепиано мелодию, простучать определенный ритм. Также необходимо рассказать выученный заранее стих. А после, исходя из того, на каком инструменте хочет заниматься ребенок, смотрим строение руки, общие физические данные, дикцию и т.д. К счастью, для обучения на гуслях не требуется каких-либо специфических данных и каждый, кто выдержал общее испытание, может приступать к обучению.
— Сколько человек в группах и какое соотношение мальчиков и девочек?
— Занятия по специальному инструменту проводятся индивидуально, но в нашу школу на гусли, почему-то, чаще идут девочки, хотя этот инструмент не является «женским» или «мужским» как, например, туба – преимущественно мужской инструмент или арфа, на которой играют чаще девушки. Более того, традиционно на Руси на гуслях играли именно мужчины, как, например, всем известный былинный гусляр Садко.
— Насколько востребована данная дисциплина?
— Сейчас постепенно возрастает интерес к русской культуре, взрослые люди и молодежь начинают обращать внимание на национальные инструменты. Но сказать, что гусли пользуются такой широкой популярностью, как, например, гитара или фортепиано, нельзя. Музыкант-гусляр – явление более редкое, чем пианист. В этой редкости, с другой стороны, присутствует «эксклюзивность», что тоже хорошо – если человек добивается успехов в редкой специализации, у него меньше конкурентов.
— В какие профильные вузы поступают ученики школы, закончившие обучение игре на гуслях? Есть ли возможность и дальше совершенствоваться в этом направлении уже в вузе?
— Возможность получать дальше профессиональное образование есть. После окончания музыкальной школы нужно сначала окончить среднее специальное звено – музыкальный колледж или училище, а затем уже поступать в вуз. В Москве продолжить обучение на гуслях можно в музыкальном колледже РАМ им. Гнесиных и Российской академии музыки им. Гнесиных, в Московском государственном институте культуры, Государственном музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова. Также можно продолжить обучение в Санкт-Петербурге – в музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской консерватории. Во многих ведущих музыкальных учебных заведениях страны уже открыта специальность «гусли».
— В каких мероприятиях участвуют ученики школы, обучающиеся игре на гуслях?
— Наши гусляры очень активно и успешно участвуют во всех мероприятиях, проводимых школой, а их много: и концерты, посвященные праздникам и памятным датам, и тематические концерты, и конкурсы, фестивали самого разного уровня – от окружных до всероссийских и международных. Учеников нашей школы можно услышать и в Управе района Царицыно, и на открытых площадках, и в детских садах, школах округа.
— Есть ли в школе ансамбль гусляров? Где выступаете?
— Игра в ансамбле – неотъемлемая часть обучения музыке. У нас в школе есть ансамбль гусляров, который выступал на многих престижных концертных площадках, таких, как: Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Московский театрально-концертный Центр Павла Слободкина, залы музеев-заповедников Царицыно, Коломенское и многих других.
— Сколько весят гусли? Как и из чего их изготавливают?
— Изготавливаются гусли преимущественно из клена, иногда добавляют ель. Некоторые виды клена на Руси назывались «явором», поэтому гусли, изготавливаемые из клена, получили название «яровчатые». По форме гусли бывают крыловидными и трапециевидными, у нас в школе обучают на крыловидных. Вес инструмента зависит от дерева, гусли весят около 2,5-2,8 кг.
— У учеников свои гусли?
— Да, для обучения необходим свой инструмент – к нему привыкаешь, он становится твоим спутником на многие годы. В школе есть возможность брать инструмент «на прокат» — пока родители не приобретут ученику собственный.
— Как они их носят с собой? В чем? Если для скрипок массово производят футляры, и найти их не проблема, то как быть с гуслями?
— Сейчас с чехлами для инструментов проблем нет, множество фабрик производят чехлы и футляры для различных инструментов, в том числе и для гуслей.
— Что можно сыграть на гуслях?
— Сегодня современные гусли звончатые – это музыкальный инструмент с большими возможностями, сыграть на нем можно все – от классической музыки Вивальди, Баха до рока и современной музыки. Только вот зачем исполнять музыку, даже очень хорошую, но написанную для другого инструмента (например, электрогитары), если есть много музыки, написанной специально для гуслей, с учетом их тембра и возможностей?
— Много ли в Москве и в целом в стране музыкальных коллективов, играющих на гуслях? Как часто гусли используются для игры в ансамблях?
— Больших коллективов, играющих на гуслях, в Москве немного – это Государственный оркестр «Гусляры России» и ансамбль гусляров «Купина». Но один из видов гуслей – гусли клавишные — используется в каждом оркестре русских народных инструментов, например, НАОНИР им. Н.П. Осипова, академическом оркестре народных инструментов им. Н.Н. Некрасова, народном русском оркестре «Садко» и многих других коллективах. В России игра на гуслях широко распространена в Пскове, Туле, Санкт-Петербурге. Гуслям нередко необходим аккомпанемент в роли фортепиано или баяна, поэтому этот инструмент чаще можно услышать в составе ансамбля, чем соло, хотя есть немало пьес для гуслей без сопровождения. Ансамбль может быть как однородный – из исполнителей только на гуслях, так и смешанный – с любыми другими инструментами, преимущественно народными: баяном, балалайкой, домрой.
— Есть ли у нас в стране выдающиеся гусляры?
— Есть немало людей, достигших больших высот в игре и педагогике. Из основателей школы, к сожалению, уже ушедших от нас, можно назвать выдающегося исполнителя Всеволода Беляевского, исполнителя и композитора Дмитрия Локшина, создателя класса гуслей в Санкт-Петербургской консерватории Валерия Тихова. В Москве, в академии музыки им. Гнесиных, основателем кафедры «Национальные инструменты России», куда входят и гусли, является Любовь Жук. В настоящее время своим творчеством нас продолжают радовать народный артист России Юрий Евтушенко, благодаря которому стало возможным учиться на гуслях в училище им. Гнесиных, композитор и исполнитель Константин Шаханов, исполнитель и доцент Санкт-
Петербургской консерватории Ирина Ершова, всех достойных деятелей из данной сферы не перечислить.
— Кто из гусляров школы добился значительных успехов, стал известным?
— Так как преподавать в школе гусли звончатые стали не так давно, известных музыкантов пока мы не воспитали – для известности необходимо время. Но успехи на этапе обучения в школе достигнуты немалые: было воспитано много лауреатов международных, всероссийских и городских конкурсов, фестивалей. Так, выпускница нашей школы Дарья Алексеевская дважды становилась стипендиатом международного фонда имени Юрия Розума, и получила премию Правительства Москвы. В прошлом году наши ученицы Маша Труфанова и Лиза Нечаева стали Лауреатами первого Московского конкурса гусляров.
Видео можно посмотреть на сайте.
Метки: Артем Крикливый, гусли, детская музыкальная школа №4, Ирина Сафронова