Круглый стол «Надя Рушева в книгах и публикациях» состоялся в Школьном мемориальном музее Нади Рушевой. Он был приурочен к выходу альбома о художнице в серии «Лучшие современные художники», подготовленный руководителем музея Наталией Усенко.
Юная художница 60-х годов прошлого века Надя Рушева стала известной, когда ей только исполнилось 12 лет. С тех пор журналисты не перестают говорить и писать о ней, снимать телепередачи. Существует несколько художественных произведений о ней, но какой предстаёт Надя перед зрителями и читателями? Всегда ли созданный образ показывает истинную Рушеву, раскрывает ли он в полной мере все грани её таланта? Эти вопросы стали основными для участников круглого стола.
«Споры разгорелись ещё до начала – гостями вечера были люди разных поколений, профессий (журналисты, инженеры, военные, поэты, профессор литературы), а соответственно, и разных взглядов. Особым гостем стала Зоя Донгак – землячка Натальи Ажикмаа (матери художницы – прим. ред.), написавшая книгу «Мама Нади Рушевой». Ведущую роль в беседе взял на себя Вячеслав Щепкин – журналист и поэт, который волею судьбы оказался в доме Рушевых, когда Нади уже не было в живых. Он был знаком с родителями девочки Николаем Константиновичем и Натальей Дойдаловной. Вячеслав Георгиевич, сам не раз писавший о Рушевой, показал множество материалов, полученных от семьи, – здесь и библиография, составленная отцом, и вырезки из газет и журналов. Особенно он отметил статьи Виктора Киселёва, известного журналиста, работавшего среди прочего в «Юности» и «Комсомольской правде». Именно Киселёв впервые познакомил читателей с артековскими письмами художницы, о которых говорят как об отдельном, имеющем художественную и большую нравственную ценность явлении. Виктор Киселёв написал и художественную повесть о Рушевой «Месяц в Артеке» — достоверное произведение, основанное на воспоминаниях и письмах друзей Нади», – рассказывает руководитель музея Наталия Усенко газете Царицынский вестник.
На вечере вспомнили одну из самых ярких и глубоких публикаций о художнице «Загадка Нади Рушевой» известного советского и российского журналиста Лидии Графовой. Вячеслав Георгиевич рассказал, что когда Лидия Ивановна работала над статьёй, она попросила позволения переночевать в комнате Нади, чтобы глубже почувствовать её мир. Так же как и Рушева, которая писала свою Пушкиниану при свечах и гусиными перьями, бывала в тех местах, где бывал Пушкин, чтобы приблизиться к нему, к его эпохе.
Наталия Усенко рассказала, что в основном Надя Рушева изображена в периодике однобоко и поверхностно. Многие восторгаются ее ранней известностью и порядка 10 тысяч работ посвящено ее безвременной кончине. Факты, причем часто ошибочные, переходят из публикации в публикацию, рисунки и фотографии тоже.
«Многие вопросы обсуждались на круглом столе – засиделись допоздна, да и на улице не утихали разговоры. Пришли к выводу, что очень важно создать полную библиографию художницы, а лучше всего издать все ее рисунки и воспоминания о ней», – комментирует Наталия Усенко.
Фото предоставлено сотрудниками учреждения
Метки: альбом, круглый стол, лучшие современные художники, Москва, музей нади рушевой, Надя Рушева, публикации, художница, юао