Владимиру Тимофеевичу и Грете Антоновне далеко за 80, но они до сих пор сохранили удивительное чувство юмора и любовь к жизни.
«Грета, как думаешь, до праправнуков доживем?» — спрашивает Владимир.
«Едва ли», — улыбается супруга.
«После того, как наша правнучка, которая сейчас в четвертом классе, надела каблуки и поймала букет невесты на свадьбе, эта мысль не кажется мне такой уж дикой», — парирует он.
История любви супругов Звездкиных насчитывает более 60 лет. Началась она в далеком сибирском городке. Они родились в один год и месяц с разницей в день: Грета – 5 апреля 1934 в Иркутске, а Владимир – 6 апреля в Новокузнецке. В 1940 году она с родителями переехала в Новокузнецк. Дети рано остались без отцов – их забрала война. В то время школы были раздельными для мальчиков и девочек, поэтому встретились они в единственном в городе металлургическом институте. По словам Владимира Тимофеевича, не заметить ее было невозможно – Грета занимала должность комсорга и старосты группы. Ей он тоже понравился – настолько, что она увела Владимира у своей подруги, заприметившей симпатичного паренька.
«На третьем курсе мы впервые отправились в путешествие после удачно сданной сессии в плавание по Томи – самой большой реке Кузбасса. Мы проплыли всю эту реку от устья до Томска. Эта поездка нас сблизила, мы стали неразлучны и вопрос о выборе спутника жизни больше никогда у нас не возникал. Жаль, что Грета не успела познакомиться с моей матерью, в тот год она умерла», — рассказывает Владимир Тимофеевич.
Свадьба у них тоже была типично студенческой. Молодые люди просто пошли и расписались. С деньгами было туго, и они решили не афишировать женитьбу. Но в общежитии тайн не бывает. Поэтому их однокурсники скинулись, истратив всю стипендию, и устроили молодожёнам веселую свадьбу. 7 марта 1956-го началась их семейная жизнь.
По распределению супруги Звездкины попали в Челябинск на ферросплавный завод.
«Первый год работы очень трудно мне дался. В Челябинске у нас не было знакомых. Денег тоже не было. Приехали с одним чемоданом начинать жизнь с нуля. Поселили нас в мужское общежитие, я уже была беременна. Первая дочка у нас родилась там. Но мы не роптали, я не могу сказать, что была несчастной», — вспоминает Грета Антоновна.
По закону в декретном отпуске женщина в то время могла находиться только 3 месяца, потом ребенка отдавали в ясли, а мать шла работать на завод. Так они прожили в Челябинске три года. После началось строительство металлургического комбината в родном Новокузнецке, и молодая семья отправилась туда. Грета успевала профессионально заниматься спортом – баскетбол, лыжи, легкая атлетика.
Вскоре семья получила трехкомнатную квартиру. Супруги попали в монтажное управление – он на линию, а она составляла сметы. Карьера развивалась стремительно. В 29 лет Владимир стал начальником самого крупного монтажного управления. Грета не желала отставать от мужа, и пошла работать мастером.
«Мы с ней овны, потому не можем быть вторыми. Мы всегда с ней наравне – я комсорг, она комсорг, постоянное соревнование. Но в семье главное уметь пойти на компромисс. Грета может сделать полшага назад и тогда я сам начинаю одергивать себя. Поэтому серьезных скандалов у нас не было, а дочки до сих пор считают, что мы вообще никогда не ссорились», — делится воспоминаниями Владимир Тимофеевич.
Вскоре Звездкина приглашают поехать заместителем руководителя на строительство такого же завода в Северную Корею. Детей-школьников нельзя было взять с собой, поэтому Грете 4 года пришлось жить на две страны. Труд Владимира Тимофеевича высоко оценило корейское правительство, удостоив его высочайшей государственной награды – ордена Ким Ир Сена, которым никогда не награждают иностранцев. Именно там и была решена дальнейшая судьба семьи – заместитель министра СССР в один из приездов в Северную Корею сказал: «После окончания работы здесь поедешь в Москву – будем строить новые заводы». Так в 1977 году супруги Звездкины с тещей и младшей дочкой переехали в столицу. Старшая дочь осталась в Новокузнецке – она доучивалась в институте и собиралась выйти замуж.
Супруги попали в Минмонтажспецстрой. Владимира назначили на должность начальника отдела по строительству предприятий в Индии, Пакистане, Иране, Египте, Кубе. В связи с этим приходилось часто выезжать в командировки для решения срочных опросов. Довелось супругам уже в преклонном возрасте поучаствовать в строительстве глиноземного комбината в Новой Гвинее.
Насыщенная трудовая жизнь, дети, спорт и горный туризм – невероятно, но супруги Звездкины легко, с шутками и смехом успевали все. Вместе они дошли на Эльбрусе до высоты 4200 м. Они преодолели Сибирские горы, Алтай, Тянь-Шань, Иссык-Куль.
Для них семья всегда была на первом месте, потому и считают медаль «За любовь и верность», врученную им руководством района Орехово-Борисово Южное, своим главным достижением в жизни. Внуков, правнуков и праправнуков воспитывают также.
«Все дети были в местах нашей работы. Мы полтора часа объезжаем завод по периметру, а дед и бабушка строили его с нуля. Мы сходили с детьми в библиотеку, где наши имена записаны в книгах о строительстве заводов. Они увидели уважительное отношение людей к нам. Все это – необходимая часть воспитания, ведь дети должны знать, как достигалось все, что у нас есть», — подчеркивает Владимир Тимофеевич.
Нина Куряшкина
Метки: город в лицах, звездкины, Москва, юао