Сколько раз, выходя из подъезда, мы слышали разговоры бабушек и неравнодушных жителей: «какие грязные у нас подъезды», «когда же починят лифты», «на черной лестнице опять темно». Дело в том, что современные москвичи не всегда знают, что они могут напрямую влиять на события, которые проходят или запланированы в своем районе.
Для этого совсем необязательно ждать следующих выборов в Госдуму, чтобы потом обратиться к выигравшему кандидату. Есть и другие, немалоэффективные способы сделать свой район светлее и чище.
Согласно ст.3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть путем референдума, выборов, через органы государственной власти и местного самоуправления. Последнее – и есть первая инстанция обращения жителей к скорому разрешению проблем в своем районе.
Начнем с того, что местное самоуправление – система организации граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения, а также управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данного территориального образования.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. устанавливает, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.
Основной задачей системы местного самоуправления является решение вопросов местного значения, касающихся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень применительно к каждому виду муниципального образования дается в вышеуказанном законе. При этом он не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
Отдельной задачей органов местного самоуправления является деятельность по представлению и защите интересов населения муниципального образования, а также взаимодействие с государственными, общественными и иными органами, учреждениями и организациями.
Чтобы понять, как работает система местного самоуправления, нужно вспомнить о работе ветвей власти. Если спроецировать эту систему на районный масштаб, то получится следующее:
Правительство – это администрация района или управа. На каждой административной территории есть суды. Аналогом парламента будет служить муниципальный Совет депутатов. Сюда, так же, как и в парламент страны, выбираются депутаты. Они являются представителями населения и должны отчитываться перед ним о проделанной работе.
Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. Это обеспечивается различными формами контроля со стороны граждан за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Система органов муниципальной власти является фундаментом построения гражданского общества. Ведь граждане, участвующие в процессах местного самоуправления напрямую вовлекаются в управление своей территорией, которая является небольшим блоком в большом государственном механизме.
Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются:
— Совет депутатов муниципального округа – это представительный орган местного самоуправления (до 1 июля 2012 г. – Муниципальное собрание)
— администрация муниципального округа – это исполнительно-распорядительный орган (до 1 июля 2012 г. – Муниципалитет)
— другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования