История местного самоуправления в столице России начинается с 1991 года. Именно тогда было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве». Основное изменение заключалось в том, что прежняя одноуровневая система деления города на районы была заменена на двухуровневую, а именно: город делился на административные и муниципальные округа.
Муниципальные округа (МО) — это территориальные единицы местного самоуправления. Их формирование происходило в 1991-1992 годах. Интересный факт: первыми муниципальными округами стали Братеево и Крылатское. Затем город поделили на административные округа. Административные округа, в свою очередь, как раз и подразделялись на муниципальные округа (так было со всеми АО, кроме центрального — в нем было предусмотрено создание территориально-отраслевых органов городского управления). Всего в городе получилось 125 муниципальных округов.
В 1992 году было утверждено положение о районе: в нем муниципальный округ (район) определялся как первичная административно-территориальная единица города Москвы. Это же положение регулировало следующий момент: границы района устанавливаются мэром по представлению префекта административного округа. Границы постоянно менялись, и к 1995 году в Москве был уже 121 район. Процесс изменения границ продолжался до 2010 года.
В 1995 году был принят закон «О территориальном делении города Москвы». В нем муниципальные округа были заменены районами. Органами исполнительной власти по новому закону стали районные управы.
В 2002 году был принят закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». В соответствии с этим законом Москва была разделена на муниципальные образования, то есть, территории, в границах которых могло осуществляться местное самоуправление.
В период с 2002 по 2012 год у всех муниципальных образований Москвы были одинаковые полномочия. Но, как мы помним, в 2012 году произошло расширение территории города, и, соответственно, к городу добавились новые муниципальные образования — на тот момент двадцать одно. После этого появились 3 типа муниципальных образований, которые имели отличающиеся от остальных функции. Это муниципальный округ (муниципальное образование, созданное в границах «старой» Москвы; городской округ (муниципальное образование, имевшее статус городского округа в составе Московской области до присоединения к Москве новых территорий, — это Троицк и Щербинка); и, наконец, поселение (муниципальное образование, которое имело статус городского поселения или сельского поселения в составе Московской области до 2012 года, таких образований у нас 19).
В 2012 году полномочия органов местного самоуправления были существенно расширены — правда, только для муниципальных образований «старой» Москвы. Эти изменения были инициированы мэром Москвы Сергеем Собяниным. Теперь ответственность за район ровно напополам разделили между собой органы местного самоуправления и управы. Депутаты муниципальных собраний муниципальных округов получили следующие права: ежегодно заслушивать доклады главы управы района, руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа; выражать недоверие главе управы района; согласовывать ежегодный адресный перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, а также контролировать ход выполнения этих работ; согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения; согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 м?; и, наконец, согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе.