Специализированный центр «Моя карьера» в контексте программы «Лето в новом формате» организовал стажировку в проекте «Московское долголетие» почти для 270 столичных подростков в возрасте от 14 до 18 лет. С 3 по 28 августа ребята пройдут полный цикл управления проектом на территории своего района. В Управлении соцзащиты Южного округа подчеркнули, что всего в ОСКАД Центров социального обслуживания ЮАО стажируется 31 подросток.
Журналист Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа решил выяснить, чего дети ждут от социальной сферы, зачем и почему идут сюда, какой для них оказывается работа с людьми — и как успевать совмещать ее с простыми летними радостями. Мы пообщались с двумя очаровательными девушками — 15-летней Анастасией Дыдышко и 17-летней Елизаветой Бровкиной — которые проходят стажировку в ТЦСО «Царицынский».
Примечание пишущего редактора: главный редактор строго-настрого наказал писать молодежный текст. С этим вот «сленгом»: подросткам — о подростках. И Кришна свидетель — я пыталась раскрепостить девчат на легкомысленную светскую беседу, с шутками да прибаутками, но мне попались слишком ответственные и морально сформировавшиеся личности. Для них эта стажировка, кажется, и правда не игра — а работа.
Все «социальное»: страшно или нет?
— Расскажите, с чего началась ваша стажировка, — если вернуться к тому моменту, когда она еще не началась?
Анастасия Д.: Моя мама работает в «Планете семьи». Благодаря ей я узнала о том, что летом можно пройти стажировку в «Московском долголетии»; мне стало интересно попробовать себя и я согласилась, потому что хочу проводить свое время с пользой, приобретать новые знания.
Елизавета Б.: Я тоже узнала про стажировку через «Планету семьи», в этот Семейный центр ходит мой младший брат. Согласилась сразу, потому что привыкла пробовать себя в самых разных сферах — и вот, меня направили в ТЦСО «Царицынский». Это, кстати, не первая моя стажировка от центра «Моя карьера»: я уже была помощником спасателей, пробовала силы и в библиотеке…
— Почему вообще вы решили пойти? Во имя чего?
Анастасия Д.: Я пришла за опытом работы.
Елизавета Б.: Ну и все же лучше, чем сидеть на даче и скучать все лето!
— Насколько близка социальная сфера к роду деятельности, которому вы планируете посвятить свою жизнь?
Анастасия Д.: Сейчас мне 15 лет. Я закончила 9 класс школы № 1466 имени Надежды Рушевой — и хочу поступить в юридический колледж. В этой сфере, как и в социальной, есть непосредственная работа с людьми. Здесь я приобретаю навыки общения, которые пригодятся мне в будущем.
Елизавета Б.: У меня они никак не связаны. Мне 17, я закончила первый курс Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина, учусь на кинолога.
— Современное общество порой рисует нам молодое поколение этакими замкнутыми «интровертами» и «социофобами». Видимо, это не про вас?
Анастасия Д.: Это точно не про меня: я очень общительный и коммуникабельный человек. Целых 4 лета подряд я посещала программу «Московская смена» в «Царицынском» — поэтому была очень рада, что меня определили именно сюда. Но, конечно, и положительные отзывы мамы о работе тоже сыграли свою роль: она любит людей.
Елизавета Б.: С каждым человеком общение складывается по своему индивидуальному сюжету.
— Найти общий язык с незнакомым человеком — это вообще не вопрос?
Анастасия Д.: Все зависит от человека, с которым общаюсь — но, в целом, не проблема. Правда, когда я приходила в новые коллективы, то оказывалась с людьми, с которыми уже общалась раньше — или хотя бы была знакома. Это упрощало задачу.
Елизавета Б.: С кем-то мне легко, с кем-то не очень. Тут не могу дать однозначного ответа, бывает по-разному.
— Как представляет себе социальную сферу человек, никак не связанный с ней?
Анастасия Д.: Благодаря маме я знаю, как это все устроено и работает. Но у всех в голове — у друзей, например — сразу всплывает помощь бабулям и дедулям: носить продукты домой, помогать с уборкой. Я, кстати, знала о работе в социальной сфере с неблагополучными семьями, так как моя мама работала именно в детском отделении — а вот о работе с пожилым населением не знала совсем. На деле же все и так, и не совсем так: соцфера — она больше, чем кажется.
Елизавета Б.: Я ожидала увидеть «вредных старушек» — таких типичных, из анекдотов, похожих на тех, что сидят у подъездов и всех ругают. На деле все сотрудники оказались позитивными, добрыми и отзывчивыми, с каждым из них очень приятно общаться. Очень удивили и участницы проекта — оптимистичные, активные, следят за своим здоровьем — и им нравится! В целом, я считаю, что человек должен уметь найти подход к каждому своему подопечному и стать ему не только помощником, но и другом. Умение отыскать такой подход — основа работы сотрудников центра; оно наверняка поможет мне в будущем — и это дорогого стоит.
Что такое стажировка? — это опыт. (Шевчук — гений!)
— Какой временной промежуток между решением пройти стажировку и ее началом?
Анастасия Д.: Узнала в феврале, практика началась 3 августа.
Елизавета Б.: Я узнала еще в прошлом году.
— Немаленький перерыв. Было ли «волнительное ожидание», предвкушение августа? Может, был страх, что все отменят из-за коронавируса?
Анастасия Д.: Из-за режима самоизоляции иногда казалось, что стажировку отменят, — но надежды на это не было, отказываться не хотелось. Я ждала начала, потому что знала, что в этом центре хорошие сотрудники, моя мама раньше работала здесь — а, значит, все будет хорошо. Поэтому, когда стало ясно, что стажировке — быть! — обрадовалась. Мне повезло; я уже была знакома с некоторыми сотрудниками из тех, что сейчас меня стажируют.
Елизавета Б.: Стресса не было вообще никакого. Абсолютно! Интерес — да. Я шла, чтобы разобраться в обязанностях социального работника.
— Каким был первый день? Погружение в социальное…
Анастасия Д.: Сначала в «Моей карьере» мне дали номер моего куратора, сказали уточнить информацию. Я позвонила, мне сказали, во сколько приходить. С Лизой Бровкиной мы пришли к 10:00, познакомились — но попали на разные направления: я на мониторинг, а она — на первичный прием. Каждую неделю мы будем изучать функционал разных специалистов, работающих в ОСКАД. Меня познакомили со специалистами отдела, объяснили, что надо делать, как проходят онлайн-занятия и занятия на свежем воздухе. В первый день работы — как раз с возобновлением занятий «Московского долголетия» — я посетила тренировку по скандинавской ходьбе и увидела, как проходят онлайн-уроки.
Елизавета Б.: Первый день пролетел как одно мгновение. Я была восхищена энтузиазмом сотрудников центра, готовых принимать население и оказывать им помощь. Мне достался первичный прием, как уже сказала Настя — и она сейчас его осваивает. Помогала специалисту по первичному приему, предлагала запись в группы.
— В чем заключался «основной функционал» на мониторинге?
Анастасия Д.: Я участвовала в контроле проведения онлайн-занятий — на каждом уроке нужно делать скриншоты: в начале и в конце. Помогала в уведомлении участников о запуске групп, ведь многие сейчас находятся не в Москве, а на дачах, затем возвращаются в город — и не знают о том, что занятия на свежем воздухе возобновились. Этим я занималась на первой неделе.
— А сейчас?
Анастасия Д.: Теперь я нахожусь на первичном приеме, на котором сначала была Лиза. Я изучила занятия, которые проходят на свежем воздухе и в режиме онлайн, выдаю анкету заявки, регистрирую участников в проекте, подбираю им подходящие группы. Каждую неделю нам предстоит изучать функционал разных специалистов, работающих в ОСКАД: впереди — знакомство с работой главного специалиста и специалиста по информационной системе. Каждую жду одинаково сильно: не могу сказать заранее, где будет круче.
Елизавета Б.: Я теперь окунулась в мониторинг: посещаю занятия, которые есть сейчас в проекте, была на настольном теннисе, гимнастике, скандинавской ходьбе.
— А пока какая неделя кажется более интересной: первая или вторая?
Анастасия Д.: Наверное, первая; я выходила на площадки, где проходят занятия. Сейчас это гимнастика, пение, гитара, скандинавская ходьба, зумба, цигун. И все в парках — «Аршиновском», «Сосенках» и «Царицыне». Кстати, у меня язык не поворачивается назвать этих людей «старыми»: они все находятся в хорошей физической форме, больше 21 года, учитывая степень активности, я бы им не дала…
Елизавета Б: Мне одинаково понравились обе недели; разнообразие — это здорово. На следующей кто-то из нас пойдет к главному специалисту, а кто-то к специалисту по информационной системе; потом мы опять поменяемся местами.
— Было что-то интересное, забавное, грустное?
Анастасия Д.: Забавные истории еще наверняка впереди. Сейчас каждый мой день очень насыщенный и запоминающийся: я приобретаю новые навыки, узнаю много новой информации, знакомлюсь с интересными людьми — работниками центра и бабушками, которые приходят сюда — в общем, погружаюсь в эту сферу деятельности с головой. Опыт, полученный здесь, пригодится мне в будущем, я уверена. А грустного не было: работаем на позитиве! Случаются и душевные разговоры: я, скажем, люблю кататься на лошадях — и один из сотрудников тоже увлекается верховой ездой. Мы хорошо общаемся с Лизой, уже подружились — есть общие темы для разговора и какие-то свои локальные шутки.
Со взглядом в будущее: выбираем себе секцию «Московского долголетия» по душе
— У вас же наверняка куча интересов и своих подростковых летних дел? Удается все успевать?
Анастасия Д.: Мне очень нравится тут стажироваться. Я работаю, но это только по будням — и всего 4 часа, с 10:00 до 14:00. Поэтому успеваю заниматься делами по дому, гулять с друзьями, смотреть фильмы и сериалы — в общем, остается время и на себя любимую.
Елизавета Б.: Я занимаюсь любимым делом по дороге на работу: еду на велосипеде. Да, удается успевать все.
— Какие у вас интересы?
Анастасия Д.: О верховой езде я уже сказала. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано, в этом году буду заканчивать по классу вокала, люблю танцевать, рисовать. Этим летом, кстати, начала играть в баскетбол и настольный теннис, еще играю в футбол.
Елизавета Б.: Мне интересно заниматься с собаками.
— Это какой кружок «Московского долголетия» вам ближе остальных, получается?
Анастасия Д.: Ой, один кружок, наверное, я выбрать не могу, но три самых интересных для меня — пение, гитара и скандинавская ходьба.
Елизавета Б.: Я бы записалась на рисование! Люблю это дело.
— А признавайтесь: возникает желание присоединиться?
Анастасия Д.: В сторонке тихонько подпевала иногда, это так!
Елизавета Б.: Там очень здорово! Смотря на них, я не боюсь старости; когда выйду на пенсию, сама буду посещать занятия.
* * *
Согласно данным пресс-центра программы Мэра Москвы Сергея Собянина «Московское долголетие», всего 133 отдела социальных коммуникаций и активного долголетия (ОСКАД), которые занимаются реализацией проекта в разных районах столицы, примут 269 стажеров. Подростков ждет знакомство с тонкостями рабочих процессов; они узнают больше о проекте, приобретут новые практические умения — и разовьют навыки коммуникации с людьми старшего поколения.
Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов выразил надежду, что после стажировки кто-то из ребят решит посвятить себя социальной работе — и помощи людям.
— Мы будем рады принять в команду социальных работников — отзывчивых и ответственных молодых людей, — подытожил Владимир Филиппов.
Автор: Татьяна Игнатьева
Метки: Лето в новом формате, московское долголетие, Моя карьера, УСЗН ЮАО