Новости

Главная > Лента новостей > Любовь Духанина: «Школа была, есть и будет очным учреждением»

Любовь Духанина: «Школа была, есть и будет очным учреждением»

13/07/2020

Текущий 2020 год запомнится многими событиями, в том числе и проведением ЕГЭ в новых условиях. Об этом и многом другом депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке и председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина рассказала в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» — на «круглом столе», посвященном проблемам ЕГЭ 2020 года.

Безопасность в классах, где проводят аттестацию выпускников — беспрецедентная. У учителей и учеников — маски на лицах и перчатки на руках; в аудитории — не более пяти экзаменующихся. Как повлияют особые условия на результат госэкзамена, станет известно после объявления средних баллов; будут ли они выше или ниже прошлогодних — покажет время. Сегодня же можно говорить о том, с каким настроением пришли выпускники на свой самый главный школьный экзамен, о том, как он организован — и как осуществляется прием документов абитуриентов в ВУЗы.

Любовь Николаевна,  родители могут не беспокоиться за эпидобстановку в классах, где проходят экзамены у одиннадцатиклассников? Можно быть уверенным, что приняты все меры безопасности?

— Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, система образования готова к проведению ЕГЭ. Еще 29 и 30 июня прошли пробные экзамены, на них отрабатывалась и технология их проведения, и меры эпидемиологической защиты. Накануне экзаменов была осуществлена полная дезинфекция всех пунктов проведения экзамена, а их по России — более 6000. Наша система образования, возможно, достаточно консервативная, но при этом — ответственная на сто процентов. Если школы получили приказ провести дезинфекцию и обеспечить меры безопасности, поверьте, это будет сделано по всем правилам и рекомендациям. В этом году экзамены проходят в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения и Рособрнадзором. Если на ЕГЭ и есть сложности, то они другие — психологического характера.

— В социальных сетях предлагают отменить результаты ЕГЭ, если средние баллы будут ниже ожидаемого уровня. Как вы к этому относитесь?

— В этом году из-за пандемии коронавируса школам пришлось перейти на онлайн-обучение, и было принято решение, что единый госэкзамен будут сдавать только те, кто идет в вуз. И я уверена, что выпускники, которые планировали поступление в ВУЗ, готовились к аттестации добросовестно. Более того, у них, по сравнению с теми, кто сдавал экзамены в прошлом году и ранее, был дополнительный месяц на подготовку, так как экзамены начались не в июне, как обычно, а только 3 июля. Одиннадцатиклассники уже проверили свои знания по информатике, географии и литературе. Основная волна ЕГЭ завершится 23 июля. Резервные дни — 24 и 25 июля. С 3 по 7 августа начнется вторая волна ЕГЭ для тех, кто не смог сдать экзамены со всеми, и для выпускников прошлых лет. Русский и математику можно будет пересдать 7 и 10 сентября. То есть, возможность пересдать экзамен уже заложена. Но мне кажется, что нет оснований предрекать плохой результат. И ученики, и их родители, и учителя — все традиционно с большой ответственностью относятся к подготовке к ЕГЭ. И длится она не месяц-два, а, как правило, — год и более.

— Сейчас уже есть какая-то ясность, как сами выпускники оценивают свой уровень подготовки, с учетом того, что почти вся последняя четверть прошла онлайн?

— В рамках проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Фондом «Национальные ресурсы образования» были опрошены 2 401 родитель учащихся 1-11 классов и 2 695 школьников от 13 до 18 лет. Большинство опрошенных учеников сообщили, что переход на дистанционное обучение, связанный с пандемией коронавируса, ожидаемо вызвал внутреннее напряжение. Заставить себя выполнять задания оказалось очень сложно для каждого третьего ребенка. Но каждый пятый на «удаленке», в новом режиме обучения, увидел для себя новые возможности. Им стало интересно попробовать учиться по-другому. Ребята говорят, что трудности дистанционного обучения связаны, прежде всего, с перегрузкой онлайн-платформ, повышенной утомляемостью от нового режима, общей неразберихой, которая была в самом начале процесса. При этом и эксперты, и некоторые родители считают, когда пройдет первый шок, интерес к возможностям дистанционного обучения у ряда семей возрастет. Ребята стали более уверено пользоваться образовательными платформами и теми возможностями, которые учителя предоставляли онлайн.

— Но объективный критерий — это все же баллы за ЕГЭ?

—- Конечно. Объективную оценку ситуации нам покажут аттестационные оценки. Но мы все понимаем, что в этот результат будет «заложена» и особая напряженность, которая связана с эпидемиологической ситуацией. Не думаю, что дети будут волноваться из-за того, что в классе установлена система видеонаблюдения — это как раз не нововведение. Но сам факт присутствия взрослых людей в масках и перчатках, небольшое количество учеников в классе – это уже достаточно стрессовая ситуация. Кстати, сами ученики могут находиться как в маске и перчатках, так и без них — как им комфортнее. Мы сделали все, чтобы снизить градус напряженности. Но, конечно же, пройти этот путь, не проявляя никаких эмоций, навряд ли получится. Поэтому одиннадцатиклассников призываю собраться, сконцентрироваться в нужный момент и показать все, что они знают, чему их научили в школе и на дополнительных занятиях.

— Процедура подачи заявления на зачисление в ВУЗ осталась прежней?

— Способы поступления в ВУЗ не изменились. Как и раньше, большая часть школьников в 2020 году поступит в институты по результатам ЕГЭ. Базовые правила подачи документов остались неизменными. Так, по-прежнему можно подать документы только в 5 вузов, в каждом из которых абитуриент выбирает не больше 3 направлений. Поступить в вузы можно на бюджетное или платное отделение, а также по целевому направлению. Есть четыре способа подачи документов — лично, по почте, онлайн через сайт «Поступление онлайн», или через сайт выбранного вуза; там, как правило, есть подробная инструкция, какие документы необходимо прикрепить. Правда, и здесь техническая сторона не всегда совершенна. К нам обращаются ребята, у которых не прикрепляются необходимые документы в системе сайта. Тогда мы им помогаем, обращаемся в вузы, и вузы идут навстречу — решают эту проблему в индивидуальном порядке. То есть, над техническим совершенством системы в этом моменте еще необходимо работать. Кстати, при подаче документов в вуз 2020 году стоит обратить внимание и на льготы, право на которые могут быть у абитуриента.  Иногда именно они помогают поступить на программу мечты.

— То есть, практически никаких отличий от предыдущих лет нет?

— Есть одно глобальное преимущество у нынешних абитуриентов — они могут подать заявления в вузы еще до сдачи ЕГЭ. И многие этим правом уже воспользовались. Уже с 20 июня все желающие имели возможность отправить необходимый пакет документов в выбранные университеты без результатов единого государственного экзамена. Как только результаты будут известны, а затем и внесены в единую базу, приемная комиссия распределит студентов в рейтинге и опубликует итоговые списки поступивших. Напомню, что последний день приема документов — 18 августа.

— В обществе время от времени появляется мнение, что ЕГЭ хорошо бы вообще отменить — найти альтернативную форму оценки знаний детей. Как вы к этому относитесь?

— В обществе есть интерес и потребность на справедливый прием в учебные заведения. Наверняка многие не самым добрым словом вспоминают времена, когда в вуз можно было поступить «по знакомству». ЕГЭ появился в том числе и потому, что условия поступления в разные российские вузы были разными. У нас математика в МГУ и математика в финансовую академию были «разными» математиками. Контрольные  в разных школах были разные, и в этой ситуации оценка знаний детей была несопоставимой. Поэтому возникла потребность для реализации справедливого приема в учебные заведения. Нужно было создать процедуру, где и сам процесс одинаков для всех, и контрольные материалы примерно одинаковы по уровню сложности. Этим требованиям соответствовал ЕГЭ. Если нам удастся решить эту задачу каким-то другим способом, значит, появится возможность заменить ЕГЭ на какую-то другую систему оценки. Но пока такой возможности нет.

Любовь Духанина, префект, Алексей Челышев, семейное образование, домашнее обучение, ЕГЭ, экзамен, ВУЗ

— Любовь Николаевна, в родительских чатах идет бурное обсуждение ситуации, которая напрямую связана с эпидемиологический обстановкой. Многие убеждены, что 1 сентября начнется не обычный учебный год, а дистанционный… А там и вовсе все образование уйдет в онлайн. Что вы думаете на этот счет?

— Понятны волнения родителей, которым не легко далось вынужденное онлайн-обучение детей. Мое же мнение — школа была, есть и будет очным учреждением с очным присутствием ребенка. Дети сами говорят, что им легче воспринимать информацию, когда они видят учителя. Многие направления обучения дают  перспективность именно при личном взаимодействии учителя и ученика. Возьмем простой пример — написание букв в первом классе. Чтобы ребенок смог освоить этот навык, учитель должен быть рядом. А как онлайн формировать умение детей работать в коллективе, как растить лидеров, если все поодиночке будут сидеть дома? В этих условиях невозможно будет реализовать федеральный образовательный стандарт. Поэтому мы все с нетерпением ждем 1 сентября, чтобы наконец-то встретиться на пороге школы.

СПРАВКА

Любовь Духанина представляет в Государственной думе территориально-избирательный округ № 203. Он включает в себя районы: Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное.

Фото ЕГЭ: Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы

Метки: , , , , , ,

Выбор редактора