Новости

Студентка колледжа «Царицыно» стала чемпионкой Москвы по шахматам

21/03/2018
Мария Тресвятская
Мария Тресвятская
Студентка колледжа «Царицыно» Мария Тресвятская заняла первое место на Двенадцатой Спартакиаде столицы по шахматам.
Редакция «Царицынского вестника» пообщалась с Марией, чтобы узнать, как начинался этот путь, жесток ли шахматный спорт и, конечно, как добиться успеха в любом спорте.
— Шахматам нас с братом решил научить папа, который очень любит эту игру, даже иногда играет со своими студентами. Моему брату было четыре, мне – уже около пяти. Научил он нас играть вместе, а брата отдал в шахматную школу. Обычно его я всегда побеждала, а тут он подтянулся и стал меня обыгрывать, и я очень расстроилась, во мне заговорило упрямство!
— И к чему оно привело?
— В итоге я тоже пошла в шахматную школу – ходила туда года два с половиной, участвовала в соревнованиях, повышала разряды, ездила в летний шахматный лагерь, где мы тренировались особенно усиленно – каждый вечер по несколько партий. Кстати, вот там был такой забавный случай: я победила на соревнованиях среди девушек… Но, может, потому, что я была на этом турнире единственная девушка?
— Продолжили профессионально заниматься?
— Мама решила, что шахматы мне не нужны. Поговорила с папой, забрала меня из «шахматки» и отправила учиться музыке, а после – еще и в художественную школу. Я осталась с теми же навыками, с которыми и ушла с занятий по шахматам, но часто выступала на школьных турнирах – в «началке», в старших классах. Несколько раз даже удавалось обыграть нашего учителя физкультуры!
— Говорят, что шахматы – игра жестокая… Правда ли это?
— Шахматы можно назвать жестоким спортом, хотя бы потому, что часто во время турнира эмоции переполняют, а проявить их нельзя – нужно сосредоточиться на ходе (и сразу следующих). Поэтому во время игры обычно не бывает курьезных ситуаций – на турнирах все строго, жюри смотрят, ходят организаторы, проверяют.
Но иногда чувства действительно «зашкаливают», какой бывает накал. Например, буквально на этих соревнованиях, когда мы закончили достаточно сложную партию, нас попросили сделать общую фотографию. Получается, учительница попросила мою соперницу встать рядом, поставила ее плечом ко мне.
А та и говорит: «Не бойся, я не кусаюсь!». Я не знаю, что тогда на меня нашло, я взяла, повернулась, укусила ее и сказала: «А зато я кусаюсь!».

Потом, когда мы уже встретились на другом турнире, я сказала ей, что помню, какая была сложная игра, как трудно было соперничать. А она мне ответила: «А я помню, как ты меня укусила!».

 
— Как отреагировал папа?
— После победы первым делом, конечно, позвонила именно папе. Он, конечно, сразу сказал, что не зря меня учил и водил на занятия. А если бы, говорит, продолжила ходить на шахматы, из тебя можно было бы и хорошего КМС слепить. Несмотря на то, что я не стала известной шахматисткой, он очень гордится – вот уже и мои фотки на страницу к себе загрузил!
— А что же с музыкальной и художественной школой? Пригодилось?
— Я закончила фортепьяно в «музыкалке», где научилась хорошо петь, да и художественную школу тоже окончила успешно – научилась рисовать, поставила технику. Но, кончено, все равно немного жалею, что не продолжила тогда заниматься именно шахматами.
— Вы перестали заниматься шахматами, а брат?
— Когда мы с братом ходили в шахматную школу, он уже в 5-6 лет начал так хорошо играть, что его печатали в газетах, брали у него интервью (наконец-то и у меня, спустя столько лет!!!). И там как-то раз в публикации была фотография, где я была на заднем фоне. Когда увидела, сразу подумала: «Ес, я теперь популярна!». Сейчас мы с братом уже не соревнуемся – живем в разных городах, поэтому не посоперничать даже на шахматной доске. Тем более, он давно работает шахматным тренером – обучает ребят этой игре лет с 15.
— Что дают шахматы в жизни? Какие житейские знания, навыки?
— Что мы все в нашей жизни немного «играем».
Шахматы – это та «игра», в которой надо все подумывать заранее, каждый шаг думать о том, что будет впереди.
Это очень развивает, помогает по жизни, потому что все, что ты делаешь, ты учишься обдумывать – как это пройдет сейчас, как это «аукнется» потом, в будущем, что может произойти из-за этого, как может повернуться, развиться.
— Часто тренируетесь? В чем секрет такого «шахматного успеха»?
— Я играю только для себя – могу захотеть раз в полгода, могу хоть каждый день. Но перед соревнованиями пришлось, конечно, потренироваться, скажем так, размяться – играла с мальчишками в колледже. А так перед соревнованиями я и не волнуюсь даже: выиграю – так выиграю, а если проиграю – значит проиграю. Уже потом, после результатов, волноваться надо.
Но, в первую очередь, шахматы для меня – это игра, и она должна приносить мне удовольствие. Вообще, чтобы добиться каких-то успехов в чем бы то ни было, нужно получать удовольствие от того, что делаешь.
— Как окружающие относятся к тому, что Вы профессионально играете в шахматы?
— Мое окружение изначально нормально относилось к тому, что я играю – и я тоже к этому была очень спокойна.
Для меня это всегда было что-то типа «пойти поесть» — сыграть партейку-другую в шахматы.
Потом уже, когда переходила в другой круг общения, поняла, что многих это удивляет: «О, шахматы!», «Ты играешь, да?». А ты все равно осознаешь, что это настолько обычное и привычное для тебя дело, будто руки сходил помыть.
— А когда будут дети, планируете отдать их в шахматную школу?
— Конечно! Детей, когда они будут, точно отправлю в шахматную школу – буду с ними играть и побеждать! Сто процентов научу – Каспаровыми вырастут!
Фото и видео предоставила Мария Тресвятская

Метки: , , , , , , , ,

Выбор редактора