Новости

Информационные материалы о способах совершения мошенничеств и методах защиты от них

19/03/2018
  1. Фишинг

Фишинг — кража любых персональных данных, владение которыми позволяет преступникам получать выгоду. Это серии и номера паспортов, реквизиты банковских карт и счетов, пароли для входа в электронную почту, платежную систему и аккаунты в социальных сетях. Персональную информацию мошенники используют для получения доступа к аккаунтам, к которым привязаны банковские карты, что позволяет похищать с их счетов денежные средства.

Для кражи персональных данных фишеры массово рассылают электронные письма от имени государственных органов или известных компаний, например, крупных банков или онлайн-магазинов. Их цель — заставить получателей перейти по указанной в письме ссылке на поддельный сайт компании, интерфейс которого внешне не отличим от настоящего сайта, и ввести свои личные данные. Для привлечения внимания к письму в теме указывается на перспективу большой выгоды или на проблему, требующую срочного разрешения.

Подставные страницы действуют недолго — как правило, не более одной недели, ввиду частого обновления базы антифишинговых программ и фильтров. Однако мошенники, следуя отлаженной схеме, создают всё новые и новые сайты-фальшивки для сбора персональных данных.

Так, спамеры активно рассылали по всему миру фальшивые уведомления о выигрыше в лотереях, приуроченных к Чемпионату Европы по футболу, Олимпиаде в Бразилии и Чемпионатам мира по футболу в 2018 и 2022 годах. Для получения денег получателю письма предлагалось ввести на сайте несуществующей лотереи персональную информацию.

Жители России получали письма, замаскированные под уведомления от Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ, примерно следующего содержания: «Уважаемый налогоплательщик! У вас выявлена задолженность. Срок погашения долга до 23.12.2016 г. Подробнее Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке… » или «Осуществлен перерасчет пенсионных накоплений. Обязательно ознакомьтесь по ссылке…». После перехода на поддельный сайт государственного органа для получения более подробной информации пользователю предлагалось ввести свои персональные данные.

  1. Совершение покупок в сети Интернет

Мошенники привлекают потенциальных жертв низкими ценами на товары известных брендов. Покупателей просят внести предоплату, как правило, перевести денежные средства на электронный кошелек. В течение нескольких дней магазин обещает скорую доставку товара, после чего бесследно исчезает.

Схожий способ мошенничества используется при продаже товаров или услуг на электронных досках объявлений, интернет-аукционах, форумах, сервисах бронирования недвижимости. Как и в случае с интернет-магазинами, мошенники привлекают своих жертв низкими ценами и требуют перечисления предоплаты на электронный кошелек или банковскую карту.

  1. Выигрыш в лотерею

С помощью массовой рассылки электронных писем и смс-сообщений мошенники оповещают потенциальных жертв о выигрыше ценных призов. Для их получения злоумышленники просят перевести на электронные счета некоторую сумму денег, объясняя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин или транспортных расходов.

  1. Мошенничества под предлогом благотворительности

Мошенники размещают в социальных сетях или на форумах подложные объявления о сборе средств тяжелобольным детям или бездомным животным или делают репосты реальных объявлений, но с подложными банковскими реквизитами.

  1. Мошенничества, направленные на заражение устройства пользователя вредоносной программой

Мошенники, используя электронные адреса, схожие с адресами легальных организаций, рассылают от их имени сообщения, содержащие ссылку на скачивание открытки, музыки, картинки, архива или программы. Запуск вложения или переход по ссылке может инициализировать установку на устройство вредоносносной программы (вымогателя-блокиратора, шифровальщика, троянской программы) или же оформление подписки на платную услугу.

 

ВАЖНО! Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в сети Интернет

— никому не передавать конфиденциальные данные (логин, пароль), в том числе родственникам, коллегам;

— использовать сложные пароли, состоящие из букв, цифр и специальных символов, исключить использование паролей по умолчанию, (второй год подряд самым популярным паролем в мире является «123456»);

— регулярно осуществлять смену паролей, обеспечить их конфиденциальность;

— использовать в работе лицензионное программное обеспечение с установленными обновлениями безопасности;

— на всех устройствах, должно быть установлено лицензионное антивирусное программное обеспечение с актуальными обновлениями;

— не использовать общественные беспроводные сети и устройства для работы с личной информацией;

— не использовать программные продукты, полученные из сомнительных источников (пиринговые и файлообменные сети), модифицированные программные продукты, не посещать ресурсы с сомнительной репутацией;

— личную информацию вводить только при безопасном соединении (URL веб-сайт должен начинаться с «https://», в интерфейсе браузера должна появиться иконка замка);

— выполнять резервное копирование важной информации.

.

Выбор редактора