Новости

Главная > НОВОСТИ > Путь Павлова: легендарный летчик из Чертанова Южного отпраздновал 101-й день рождения

Путь Павлова: легендарный летчик из Чертанова Южного отпраздновал 101-й день рождения

Василий Георгиевич Павлов
Василий Георгиевич Павлов

18 апреля исполнился 101 год со дня рождения почетного жителя района Чертаново Южное, легендарного военного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Василия Георгиевича Павлова. Корреспондент нашей газеты вместе с сотрудниками управы района и Московского Дома ветеранов войн пришли поздравить фронтовика, а заодно услышать несколько захватывающих историй из его боевой биографии.

Путь Павлова в авиацию оказался совершенно непредсказуемым. Его отец до революции работал сапожником в Московском художественном академическом театре. Туда же он устроил гримером и сына Василия.

«Мне приходилось гримировать всех знаменитостей МХАТа: Василия Качалова, Павла Массальского, Алексея Грибова, Николая Хмелева. В гримерке сталкивался нос к носу с самим Немировичем-Данченко и даже гримировал Михаила Афанасьевича Булгакова. А со знаменитым Борисом Ливановым мы вообще стали хорошими друзьями», — рассказывает Василий Георгиевич.

Накануне войны МХАТ подарил Воздушному флоту два самолета У-2, а еще в театр пришла разнарядка — выделить человека для учебы в аэроклубе. Так Василий и освоил свой первый самолет. Потом годы учебы в авиационной школе и служба в Забайкалье. Боевое крещение лейтенант Павлов получил в 1939 в небе Монголии, выполняя специальное задание по разгрому японских самураев. Затем были бои за Халхин-Гол и советско-финляндская война.

Награждение Василия Павлова
Награждение Василия Павлова

«Великая Отечественная для меня началась с увольнительной. Мы тогда стояли на самой границе, а вечером 21 июня я отдыхал в клубе. Гуляли с друзьями, выпивали и развлекались, но ближе к 12 ночи я вернулся на аэродром. А на рассвете только мое звено смогло подняться в небо и вступить в бой. Тогда я и сбил первый фашистский самолет», — говорит ветеран.

В боях за Донбас в 1942 году он получил тяжелое ранение ног (у него в кабине разорвался снаряд). Его ждала ампутация, но хирург сделал невозможное — «отнял» лишь часть ступни и пальцы. Несмотря на увечье, разговоров о том, чтобы «бросить» боевые вылеты не было. В итоге летчик прошел всю войну.

Уже после 1945 года настойчивый Павлов пробился в сверхзакрытую организацию, которой руководил сын Лаврентия Берии — Серго, окончив при этом в 1950 году курсы при Школе лётчиков-испытателей. Упертый характер, смелость, хорошее здоровье и высокая теоретическая подготовка позволили Василию Георгиевичу в 1951-1952 годах уверенно занять одно из ведущих мест в коллективе, испытывающем пилотируемый аналог самолёта-снаряда КС («Комета-3»).

«Каждый полёт на “Комете” был связан с риском. Опаснее всего было на малых высотах, когда отделившийся от носителя, самолёт-снаряд резко “клевал” носом к земле, теряя направляющий на цель луч. Это требовало мгновенной реакции лётчика-испытателя и его огромного опыта» — вспоминает Павлов.

В военные годы
В военные годы

В 1953 году после завершения отработки «Кометы» многие разработчики этого комплекса были удостоены государственных наград, а лётчикам-испытателям Анохину Сергею Николаевичу и Павлову Василию Георгиевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Уже после, став главным летчиком-испытателем Министерства радиопромышленности, Василий Павлов доводил до ума авиационные, противокорабельные и зенитные ракеты. Благодаря ему были созданы и приняты на вооружение знаменитые ракетные комплексы. Павлов активно участвовал в различных арктических экспедициях и много лет посвятил службе. Ему даже довелось принять участие в создании знаменитой системы зенитной ракетной обороны Москвы С-25, которая послужила прототипом более современных комплексов С-75, С-200, С-300.

Валерий ГУК

 

Метки: , , , , , ,

Выбор редактора