Новости

Огни большого прошлого: новая выставка открывается в музее-заповеднике «Царицыно»

27/02/2015
28 февраля в музее-заповеднике «Царицыно» открывается новая выставка
28 февраля в музее-заповеднике «Царицыно» открывается новая выставка

28 февраля в музее-заповеднике «Царицыно» открывается новая выставка «Царские потешные огни. Культура праздника в России XVIII века». Она будет посвящена старинным фейерверкам и иллюминациям. Экспонаты для выставки представили Российская государственная библиотека, Государственный музей А. С. Пушкина и Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Также будут представлены предметы из собственных фондов Государственного музея-заповедника «Царицыно».

На выставке можно будет увидеть ценнейшие экспонаты — гравюры XVIII столетия. Помимо этого в большом темном зале можно будет посмотреть на то, каким фейерверк был в те далекие времена — причем там будет не просто абстрактный фейерверк. В этом зале представлена реконструкция фейерверка, который проходил 7 сентября 1775 года в имении Царицыно, которое на тот момент только-только приобрела Екатерина II.

Нужно отметить, что XVIII век стал эпохой настоящего расцвета искусства потешных огней в России. Особенно фейерверки любил Петр I: он не жалел денег на эти красочные представления. Пышными потешными огнями ознаменовалось также правление Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины II. Потешные огни стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Праздничные фейерверки в России всегда имели некий аллегорический смысл, глубокое содержание.

Кстати, довольно интересно, что цвет огню удалось придать именно нашим, русским, умельцам. Это изобретение стало особым достижением российских пиротехников. Этого долго добивались заграницей. Вот что пишет об этом немецкий историк Август Шлецер, которому удалось посмотреть фейерверк в далеком 1762 году, 10 июня: «В особенности много я слышал о том, что они (русские фейерверкеры) изобрели способ придавать огню цвет, чего долго добивались заграницею, но еще не нашли. Этот фейерверк продолжался около двух часов, перекатывающийся гром пушек, который слышался во время освещения, сообщал ему нечто невыразимо величественное, ужасающее, но вместе с тем прекрасное.»

Вот что говорит о выставке Елена Лебедева, куратор проекта и искусствовед: «Царские потешные огни» — это выставка-игра. Фейерверки XVIII века известны в основном по чёрно-белым гравюрами — мастерски исполненным, но абсолютно однотипным. Восприятии современного зрителя подстроено под агрессивный, яркий, постоянно меняющийся поток визуальной информации. На ее фоне статичным, похожим друг на друга графическим листам с малопонятными сейчас аллегориями не хватает эффектности и притягательности. Это одна из причин, по которой главным героем выставки было решено сделать не столько сами гравюры, сколько изображенные на них фейерверочные «потехи»: воспроизвести пространство огненных увеселений XVIII столетия. А подлинники вставить в эти условные декорации как драгоценности. Была еще причина. Помимо живого контакта с раритетом у выставок есть второе мощнейшее средство воздействия — атмосфера, в которую погружается зритель. Современные технологии позволяют, не выходя из дома, разглядеть такие детали художественного произведения, которые не способен различить человеческий глаз (мазок, штрих, дальний план…), и сразу обсудить увиденное с друзьями. Но чтобы ощутить атмосферу, человеку нужно побывать на выставке. Смоделированная среда сама по себе становится важным экспонатом».

Наталья Самойленко, генеральный директор государственного музея-заповедника «Царицыно»: «Эта выставка принципиально важна для Царицына, поскольку весь ансамбль создавался как царская увеселительная резиденция, где должны были устраиваться различные праздники, сопровождаемые, в том числе, и фейерверками. Графика — искусство необычайно изысканное, сложное для восприятия. Но в цифровую эпоху появились новые возможности для знакомства с ним и его понимания. На этой выставке мы смело экспериментируем, соединяя в одном пространстве новейшие технологии с подлинными предметами искусства. И одновременно вспоминаем об известных в прошлые века, но «хорошо забытых» сегодня приемах экспонирования графики».

Выставка открыта до 19 мая 2015 года. 
Вход по билетам в музей.

Метки: , ,

Выбор редактора